О насУслугиНовостиПубликацииДокументыКонтакты

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Транспортная безопасность на внутреннем водном транспорте: анализ, проблемы, пути решения

Одной из сфер ответственности государства в управлении транспортом является обеспечение его безопасности. события последних лет во многих странах мира показали уязвимость объектов транспорта, что заставляет правительства ведущих мировых держав принимать дополнительные меры по повышению безопасности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт является важнейшим элемен‑ том транспортной системы Российской Федерации. Естественные и искусственно созданные водные пути России имеют протяженность более 100 тыс км и проходят по территории 68 субъектов Российской Федерации. В европейской части страны функционирует уникальная Единая глубоководная система протяженностью 6,5 тыс км. В её состав входят Волго‑Балтийский, БеломорскоБалтийский, Волго‑Донской судоходные каналы и канал имени Москвы, которые обеспечивают транспортную связь с пятью морями.

Водные пути Единой глубоководной системы европейской части страны входят в состав важнейших внутренних водных путей международного значения в соответствии с Европейским соглашением, подписанным Россией. В дальнейшем значение Единой глубоководной системы будет только возрастать с учетом перспектив открытия внутренних водных путей России для прохода судов под иностранным флагом.

Ещё одним фактором, определяющим значимость внутреннего водного транспорта в транспортной системе России является то, что в ряде регионов в условиях отсутствия железнодорожного сообщения и автомобильных дорог с качественным покрытием, речные суда выполняют роль единственного средства доставки грузов. Особенно это актуально для регионов Сибири и Крайнего Севера.

В силу указанных обстоятельств обеспечение безопасности внутреннего водного транспорта приобретает стратегическое значение.

На внутренних водных путях расположено 723 судоходных гидротехнических сооружения. В их числе 108 шлюзов и Красноярский судоподъёмник, 70 плотин и более 125 напорных дамб.

Речные порты, суда, судоходные гидротехнические сооружения с точки зрения их потенциальной опасности являются объектами, требующего к себе повышенного внимания с позиции их защищённости от актов незаконного вмешательства.

Наиболее важными из них являются напорные плотины, ограждающие дамбы и шлюзы, которые с точки зрения террористической опасности являются наиболее уязви‑ыми объектами внутренних водных путей.

Прорыв плотины водохранилища, объём которого превышает 100 миллионов кубометров воды, по оценке специалистов МчС, может привести к катастрофическим последствиям и огромным масштабам затоплений, выходу из строя инженерных коммуникаций и связи, нарушению транспортного сообщения между отдельными пунктами и самое главное ‑ к значительным человеческим жертвам, масштаб которых невозможно заранее просчитать.

Судоходные гидротехнические сооружения, расположенные на внутренних водных путях в той или иной мере защищены от актов незаконного вмешательства в их деятельность, однако, зачастую существующая защита является недостаточной для исключения возможности совершения террористических актов на этих объектах.

Следует отметить, что Минтрансом России и Федеральным агентством морского и речного транспорта уделяется значительное внимание вопросам обеспечения транспортной безопасности объектов речной транспортной инфраструктуры.

Принят ряд ведомственных нормативных документов в этой области, основными из которых являются Распоряжение Минтранса России от 10 июня 2005 года № Ил‑62 «О мерах по обеспечению защищённости опасных и критически важных для национальной безопасности объектов транспортного комплекса России от террористических проявлений и угроз техногенного характера» и изданное в соответствии с ним Распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта от 6 июля 2005 года № ВР-187 «О мерах по организации антитеррористической защищённости судоходных гидротехнических сооружений»

Распоряжением руководителя Росморречфлота № АД34 от 9 марта 2006 года ФГУ «Служба морской безопасности» определена головной организацией и головным исполнителем по важнейшим направлениям организации мер по защите морского и речного транспорта, судоходных гидротехнических сооружений.

В 2007 году Федеральным агентством морского и речного транспорта при непосредственном участии ФГУ «Службаморской безопасности» проведены мероприятия по анализу уязвимости по всем критически важным судоходным гидротехническим сооружениям внутренних водных путей России. На основании проведённого анализа разработаны конкретные меры организационного и технического характера для каждого гидроузла по повышению уровня защищённости судоходных гидротехнических сооружений от террористических проявлений всех видов. Проводится оснащение трёх гидроузлов инженерно-техническими средствами охраны, которое планируется завершить до конца текущего года.

Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств достигается проведением единой государственной политики, которая включает в себя систему мер нормативного, организационного и технического характера, направленную на создание условий по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса.

14 августа 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 9 февраля 2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», который стал основным документом, определяющим цели, задачи и принципы обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе и на объектах внутреннего водного транспорта.

Закон предусматривает систему мер, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования отрасли, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, устанавливает правовые основы деятельности в данной области. Реализация положений данного закона подразумевает под собой целый ряд мероприятий организационного и технического характера, таких как проведение оценки уязвимости, категорирование, составление планов обеспечения транспортной безопасности, оснащение или дооснащение объектов речной инфраструктуры и транспортных средств необходимыми инженернотехническими средствами охраны.

Однако на сегодняшний день существует ряд серьезных препятствий для реали зации положений закона:

1. Отсутствие подзаконных нормативных и правовых актов. Не установлены критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядок проведения оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности, отсутствуют нормативы по оснащению объектов инженерно-техническими средствами охраны;

2. Не утвержден порядок аккредитации специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

3. Отсутствие чёткой структуры органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении транспортной безопасности на внутреннем водном транспорте. В отличие от морского транспор та, система защиты которого от актов незаконного вмешательства определена соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства от 11 апреля 2000 года № 324, на речном транспорте аналогичная система отсутствует. В положениях органов государственного управления на внутреннем водном транспорте не закреплены полномочия по обеспечению транспортной безопасности.

4. Отсутствие подготовленных специалистов в области обеспечения транспортной безопасности в структуре бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Выход из сложившейся ситуации мы видим в скорейшем восполнении пробелов в системе законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на создание системы защиты объектов внутреннего водного транспорта от актов незаконного вмешательства, а именно:

1. Принять нормативноправовые акты, направленные на реализацию положений Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

2. Внести соответствующие поправки в Федеральный закон от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации», в части регламентации вопросов обеспечения антитеррористической защищённости объектов речной транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

3. Внести соответствующие изменения и дополнения в Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. № 371, в части наделения Росморречфлота полномочиями по организационному обеспечению транспортной безопасности объектов речной транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

4. Внести изменения в Положение о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 г. № 324, распространив его действие на все объекты морского и речного транспорта;

5. Закрепить соответствующим нормативным актом права и полномочия ГБУВПиС и ФГУП «Канал имени Москвы» в области обеспечения антитеррористической защиты объ ектов речной транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

6. Организовать процесс подготовки специалистов в области транспортной безопасности и охраны объектов речной транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств может быть достигнуто только проведением единой государственной политики, включающей в себя систему мер нормативного, организационного и технического характера, направленных на создание условий по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса.

Важность и чрезвычайная сложность задачи борьбы с терроризмом заставляет привлекать к ее решению все имеющиеся ресурсы, в том числе возможности властных структур и институтов гражданского общества. В системе антитеррористических мер должны быть задействованы ресурсы российского бизнес-сообщества, политических и общественных организаций. В ряде случаев к этой работе необходимо привлекать деятелей науки, а также средства массовой информации.

Ю. Л. Завьялов, Транспортная безопасность и технологии №4 (2007)

© BPS Group
Все права защищены
Адрес: 191015, г. Санкт-Петербург,
ул. Шпалерная, д. 51, лит. А
Тел.: (812) 329-74-68
E-mail: info@bpsgroup.ru
Яндекс.Метрика